История образования поселения
|
«Моя станица»
Нет на Кубани места краше среди станиц и хуторов,
Стоит красавица станица
Здесь жили прадеды и деды,
Край неба, от рассвета алый,
Понуры блеск воды хрустальной,
Её рыбацкое приволье
Та песня как на крыльях птицы, |
Белова В.П. ст. Нововеличковская |
Нововеличковское сельское поселение основано в 1825 году.
В состав поселения входят станицы Нововеличковская и Воронцовская, поселки Найдорф и Дальний.
Численность населения составляет 11170 человек. Площадь территории поселения - 292,9 квадратных километров.
В 1825 году с четырех хуторов, относящихся к Величковскому, Долиновскому, Титаровскому и Медведовскому куреням, была основана наша станица. Величковский курень разделился так: на прежнем месте так и остался Величковский, его назвали станицей Старовеличковской, нашу же станицу – Нововеличковской. К ней были приписаны все ближайшие хутора. И до сих пор в памяти народной сохранилось название «хуторяне»: северные, восточные, южные.
Официальное разрешение на название поселения Нововеличковским черноморская войсковая канцелярия получила в документе от 20 декабря 1827 года за подписью генерал-лейтенанта Эмануэля, где говорилось следующее: «Вследствие рапорта ко мне одной канцелярии от 17 августа за № 16821 относительно дать одни названия селениям как давних времен поселены смежно, а устроенные вновь по внутренности войска и по Кубани из переселенцев и старожилов селения назвать при Понуре - Нововеличковским. Поселяясь на новое место. Черноморцы шли со скудными материальными средствами и малоценным хозяйством. Средства предстояло еще добыть, а хозяйство наладить. И это надо было совмещать с основным делом – охраной российских рубежей. Пока велась война с горцами (черкесами), правильная постановка казачьего хозяйства была немыслима. Заботами о благоустройстве населения были проникнуты и правящие власти. Поэтому одновременно начали возникать и развиваться два вида хозяйственных форм: хозяйство войсковое, общественное и хозяйство казачье, частное.
Природные условия для развития хозяйства были превосходные: плодородная черноземная почва, теплый климат, богатый травостой, обильная рыбой речка Понура.
Казаки, переселившись на новые земли, стали обустраиваться на свой вкус: спланировали в самом центре площадь, поодаль стояла церковь св. Екатерины, вокруг площади мелкие лавки, несколько торговых рядов, церковноприходская школа, которая находилась вблизи реки Понуры, по левую сторону, станичное правление. Лучами расходятся от площади широкие улицы (краи). Плотная застройка кварталов, возникших в первой половине XIX века была в централь-ной части станицы.
Ближайшие населенные пункты станицы были: хутор Пархоменко, станица Титаровская, хутор Воскресенский. Главой исполнительной власти был станичный атаман, избираемый на три года. В инструкции атамана Войска Кубанского указывалось, что атаман должен быть из казаков «семейственных и достаточных». Права атамана были очень широки. Казаки и иногородние были обязаны подчиняться его распоряжениям. В нашей станице первым атаманом был Савва Яковлевич Гопкало, а судьями – Майстренко и Ананко.
Станичные казаки несли службу по всей кавказской границе от Каспийского до Азовского морей, на реке Аракс, в крепости Карс, Артвин, Ардаган.
С конца века войсковое начальство нестрого уже наблюдало за застройкой станиц, и поэтому новые хозяйства предпочитали создавать на окраине, где нарезались более крупные приусадебные участки. Прямолинейность улиц нарушалась. Станица делилась на отдельные края или концы, имевшие свои названия. Было 9 краев, которые именовались: Дзябы, Грабки, Халявки, Иваньки, Лехоты, Бодни, Хижнивский край, Середивский, Гречаная балка.
Иногородние в нашей станице поселялись на так называемой Гречаной балке, самом неудобном месте станицы. Многие иногородние своих домов не имели, жили на квартирах. При войсковом атамане Бурсаке было разрешено продавать землю иногородним, что дало возможность иметь приезжим свое подворье.
Представительным органом самоуправления был станичный сход. Полномочия исполнительной власти осуществлялись атаманом. В станице существовали станичное правление и суд.
Для участия в станичном сборе избиралось определенное число выборных сроком на один год. Избирать и быть и
збранным мог каждый казак, достигший 25 лет. Но, как правило, в число выборных попадали старики из зажиточных семей. Женщины права голоса не имели и могли выступать только в роли просительниц. Иногородние тоже избирали из своей среды выборных, но их допускали на сход только при рассмотрении дел, имеющих прямое к ним отношение.
Геральдическое описание символики флага
Нововеличковского сельского поселения:
«Прямоугольное зеленое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, несущее вдоль нижнего края желтую полосу в 1/3 ширины полотнища с изображением зеленого колеса с двенадцатью спицами, а посередине основной зеленой части полотнища – изображение желтого креста на фоне малиновой звезды с желтой окантовкой.
Размер звезды составляет 1/2, креста 1/3, а колеса 1/4 ширины полотнища».
Обоснование символики Нововеличковского сельского поселения.
Пурпурно (малиново) – золотое сияние в гербе и золотой лапчатый крест аллегорически указывают на принадлежность нововеличковцев к запорожским (черноморским) казакам.
Пурпур (малиновый цвет) – цвет запорожских (черноморских) казаков.
Пурпур символизирует цветущую землю, верность, скромность, набожность.
Золотая чешуевидная оконечность символизирует многочисленные курганы на территории поселения, принадлежащие к «Новотитаровской археологической культуре». Золотое колесо с двенадцатью спицами аллегорически говорит об одной из последних раскопок на территории поселения, где было найдено древнее захоронение людей большого роста и колесницы больших размеров.
Зеленый цвет символизирует природу и сельское хозяйство поселения, а также плодородие, жизнь, здоровье, надежду, радость, изобилие, возрождение.
Золото в гербе аллегорично показывает уникальную кубанскую природу, неисчерпаемое богатство полей поселения, выращивание кубанского золота – хлеба. Золотой цвет символизирует величие, богатство, процветание, прочность, а также говорит о верности, славе и заслугах жителей сельского поселения.
Колесо с двенадцатью спицами символизирует постоянное обновление в природе, эволюцию и духовный прогресс.