Территориальные органы самоуправления
Нововеличковского сельского поселения
ЧТО ТАКОЕ ТОС И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение, предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).
ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.
ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть подшита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.
Для чего нужно общественное самоуправление?
Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется территориальное самоуправление?
Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а также определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Очевидная польза ТОС
Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.
Для субъекта федерации:
1. Эффективные рычаги управления территориями.
2. Инструменты выявления, актуализации и мобилизации собственных внутренних резервов территории, ее бизнеса и общественности для решения задач по содержанию и развитию данной территории.
3. Возможность экономии бюджетных средств по ряду социально-значимых направлений расходов с перспективой увеличения бюджетных инвестиций в развитие реальных секторов экономики.
4. Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти и их руководителей.
5. Гарантия формирования и активизации конструктивно настроенного электората и, в целом, гражданского общества.
6. Вклад в формирование позитивного имиджа и узнаваемого бренда субъекта Федерации, рост инвестиционной привлекательности территории.
Для муниципального образования:
1. Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением.
- 2. Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры.
- 3. Гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально-значимых сферах.
- 4. Гарантия выявления и вовлечения в управленческий инструментарий скрытых или не актуализированных социально-экономических ресурсов территории, что, в т.ч. повышает инвестиционную привлекательность территории.
- 5. Гарантия экономии расходов бюджета по социально-значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства.
- 6. Возможность полного контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств.
- 7. Самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества.
- 8. Механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете.
- 9. Возможность для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ. 10. Механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активного собственника и налогоплательщика.
Для населения самоуправляющейся территории:
1. Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении.
2. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей.
3. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.
4. Каждый житель может установить надежные рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц органов власти.
5. Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью бюджетных расходов.
Список руководителей территориального общественного самоуправления
Нововеличковского сельского поселения
Ф. И. О. | № ТОСа Место расположения (границы участка ТОС) |
Карнаух Лидия Михайловна | ТОС № 1 в границах улиц Южная, Красноармейская, Пролетарская и Городская |
должность вакантна |
ТОС № 2 в границах от ул. Южной до ул. Луначарского, между улицами Пролетарская, Комсомольская и Советская |
должность вакантна |
ТОС № 5 в границах улиц День Победы, Короткая, Городская и р. Понура |
Очередько Олимпия Анатольевна |
ТОС № 8 в границах пос. Найдорф |
Лоб Наталья Петровна |
ТОС № 10 в границах пос. Дальний |
должность вакантна |
ТОС № 7 в границах улиц Выгонная, Виноградная, Степная и р.Понура |
Шевцова Ольга Дмитриевна |
ТОС № 4 в границах улиц Луначарского,Шаумяна, Пролетарской, Советской и от ул.Шаумяна до ул.Д.Победы между ул.Городской и Советской |
Монастырный Николай Степанович |
ТОС № 3 в границах улиц Красноармейская, Шаумяна,Городская, Пролетарская |
должность вакантна |
ТОС № 6 в границах улиц Выгонная, Степная, Набережная, р. Понура |
Хилимендик Антонина Анатольевна | ТОС № 9 в границах ст. Воронцовская |
Миссия и цели организации:
Миссия ТОСов - всемерно способствовать развитию и благоустройству своих территорий, вовлечение в культурно-массовые мероприятия, сплочение жителей, активизация общественной работы, укрепление духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения и молодежи.
Цель организации:
Осуществление собственных инициатив по содействию в решении вопросов местного значения в границах своих ТОСов путем самостоятельного и под свою ответственность осуществления инициатив жителей. Экономическое и социальное развитие территории своего ТОСа. Содействие проведению реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Подчеркнуть значение общественной организации. Создание условий для развития и популяризации общественного движения. Создание условий для культурного и спортивного досуга среди всех возрастных групп населения, пропаганда здорового образа жизни.
Организационная структура управления организации. Учредителями общественной организации физические лица- жители, учредительным документом организации является устав. Постоянно действующим руководящим органом является выборный орган- совет ТОС.
ЗАДАЧИ и ФУНКЦИИ ТОС:
Члены совета работают на общественных началах на безвозмездной основе.
Для выполнения уставных целей в соответствии с законодательством ТОС ставит перед собой задачи:
-социальная защита жителей территории;
-охрана общественного порядка;-организация досуга жителей микрорайона;
-организация общественных работ на территории микрорайона, содействие занятости населения;
-благоустройство территории микрорайона;
-содействие формированию рынка товаров и услуг на территории микрорайона;
-иным образом содействовать достижению поставленных целей.
Администрация и Совет поселения уделяют должное внимание органам территориального самоуправления (ТОС).
Периодически проходят встречи с председателями и активами ТОСов поселения. Наши жители задавали одни и те же вопросы, озвучивали проблемы, в основном касающиеся жилищно-коммунальной тематики. На встречах обсуждались проблемы износа системы водоснабжения, состояния дорог, порывов водопровода, восстановления дорожного покрытия после проведенных коммунальщиками работ, развитие сети уличного освещения, проблема бродячих собак, а также вопросы транспорта: размещение новых остановок, изменения маршрутов, пересмотра расписания движения автобусов, а также порядка и чистоты в центре ст. Нововеличковская. Совместно с активами ТОС и жителями станицы (на условиях софинансирования) установливаются светильники уличного освещения
Председатели ТОСов ведут разъяснительную работу с населением, добиваясь активного участия жителей поселения в наведении санитарного порядка на улицах и придомовой территории.
УТВЕРЖДЕНО
решением Совета Нововеличковского сельского поселения Динского района
от 17.08.2018 г. № 290-63/3
Положение
об организации деятельности
территориального общественного самоуправления на территории
Нововеличковского сельского поселения Динскогорайона
Настоящее Положение об организации деятельноститерриториального общественного самоуправления на территории Нововеличковского сельского поселения Динскогорайона(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, Уставом Нововеличковского сельского поселения Динскогорайона (далее — Устав поселения)и устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Нововеличковского сельского поселения Динскогорайона (далее — поселение), условия и порядок выделения из бюджета Нововеличковского сельского поселения Динскогорайона (далее - местный бюджет) средств территориальному общественному самоуправлению.
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Нововеличковского сельского поселения Динскогорайона для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Органы территориального общественного самоуправления - это выборные органы, которые создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
4. Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории, на срок не менее 3 и не более 5 лет. Собрания, конференции граждан, проживающих на соответствующей территории, вправе устанавливать иной срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их задач и координируют их деятельность.
6. О месте своего расположения органы территориального общественного самоуправления информируют граждан и их объединения, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления, устанавливают на помещении вывеску с указанием своего наименования, режима работы и часов приема населения, фамилий лиц, избранных в орган территориального общественного самоуправления, и участков деятельности, за которые они отвечают, контактных адресов и телефонов.
Статья 2. Правовая основа и основные принципы осуществления территориального общественного самоуправления
1. Правовую основу осуществления территориального общественного самоуправления в поселении составляют:
1) Европейская хартия местного самоуправления;
2) Конституция Российской Федерации;
3) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4) Федеральный закон "О некоммерческих организациях";
5) Закон Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском крае";
6) устав Нововеличковского сельского поселения;
7) устав территориального общественного самоуправления;
8) иные нормативные правовые акты.
2. Деятельность органов территориального общественного самоуправления основывается на принципах:
1) законности;
2) защиты законных прав и интересов населения;
3) гласности и учета общественного мнения;
4) выборности и подконтрольности органов территориального общественного самоуправления гражданам;
5) сочетания интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами граждан всего муниципального образования;
6) взаимодействия с органами местного самоуправления муниципального образования;
7) учета исторических и иных местных традиций;
8) самостоятельности и ответственности в решении вопросов, отнесенных к компетенции органов территориального общественного самоуправления;
9) сочетания местных, краевых и федеральных интересов.
Статья 3. Право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления
1. В осуществлении территориального общественного самоуправления принимают участие граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16-летнего возраста.
2. Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях, конференциях граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
Статья 4. Границы деятельности территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в пределах следующих территорий проживания граждан:
подъезд многоквартирного жилого дома;
многоквартирный жилой дом;
группа жилых домов;
жилой микрорайон;
сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
иные территории проживания граждан.
2. Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается на основании предложений инициативной группы, предложений, принятых решением собрания, конференции граждан с учетом исторических, культурных, социально-экономических интересов, целостности конкретной территории, границ деятельности местных жилищно-эксплуатационных служб, а также архитектурно-планировочных параметров данной территории.
Статья 5. Определение границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление
1. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Предлагаемые (на основе изучения мнения населения) инициативной группой границы территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, направляются в администрацию поселения для проведения экспертизы и подготовки заключения.
Администрацией поселения готовится проект решения об утверждении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, и направляется в представительный орган поселения.
3. После утверждения границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, проводится собрание, конференция, на которой утверждается устав территориального общественного самоуправления и проводятся выборы органов территориального общественного самоуправления.
4. Администрация поселения ведет реестр уставов территориального общественного самоуправления.
Статья 6. Регистрация территориального общественного самоуправления с правом юридического лица
1. Территориальное общественное самоуправление, организуемое по решению собрания, конференции граждан как юридическое лицо, действует на основании устава территориального общественного самоуправления и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
2. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами, в том числе на оплату труда руководителя территориального общественного самоуправления;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Статья 7. Регистрация территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом
1. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
2. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
3. На регистрацию необходимо представить следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) протокол собрания (конференции) граждан о создании территориального общественного самоуправления и об утверждении его устава;
3) устав территориального общественного самоуправления.
4. Устав территориального общественного самоуправления регистрируется администрацией поселения или органом, уполномоченным ею.
Статья 8. Участие граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления
1. Высшим органом управления территориального общественного самоуправления является собрание, конференция граждан.
2. Для организации и непосредственной реализации функций, принятых на себя территориальным общественным самоуправлением, собрание, конференция граждан избирает подотчетные собранию, конференции органы территориального общественного самоуправления (совет, комитет и другие) и контрольно-ревизионную комиссию (ревизора) территориального общественного самоуправления (далее - комиссия (ревизор).
3. Орган территориального общественного самоуправления является коллегиальным исполнительным органом территориального общественного самоуправления, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, а также участие граждан в решении вопросов местного значения поселения.
4. При числе жителей, проживающих на территории территориального общественного самоуправления, менее 300 человек вместо органов территориального общественного самоуправления могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления.
5. Выборы органов территориального общественного самоуправления осуществляются на собраниях, конференциях граждан на основе добровольного их волеизъявления, равного и прямого избирательного права путем открытого или тайного голосования.
6. Право избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, проживающему на соответствующей территории и достигшему 16-летнего возраста. Не могут избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
7. Подготовка и проведение выборов в органы территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно.
8. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
9. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
10. На собрании, конференции граждан может выдвигаться неограниченное количество кандидатур в члены органа территориального общественного самоуправления. Участник собрания, конференции граждан может внести свою кандидатуру в состав территориального общественного самоуправления.
11. Все выдвинутые кандидатуры в члены органа территориального общественного самоуправления обсуждаются открыто. Каждый присутствующий на собрании, конференции граждан имеет право участвовать в обсуждении предлагаемых кандидатур, вести агитацию "за" или "против" предложенных кандидатур. Кандидат в члены органа территориального общественного самоуправления может снять свою кандидатуру.
12. Президиум собрания, конференции граждан организует голосование по выборам членов органа территориального общественного самоуправления. При открытом голосовании после обсуждения кандидатур председательствующий проводит голосование по избранию органа территориального общественного самоуправления по каждой кандидатуре "за", "против" или "воздержался". Для подсчета голосов избирается счетная комиссия.
13. При тайном голосовании собрание, конференция граждан по обсуждаемым кандидатурам большинством голосов принимает решение об их включении в бюллетень для тайного голосования. Счетная комиссия изготавливает бюллетени и выдает их участникам собрания, делегатам конференции, проводит голосование, определяет его результаты и сообщает их собранию, конференции граждан. Собрание, конференция граждан утверждает результаты голосования.
14. При проведении тайного голосования форма бюллетеня, процедура его заполнения и порядок голосования утверждаются собранием, конференцией граждан.
Избранными в члены органа территориального общественного самоуправления считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов участников собрания, делегатов конференции граждан.
Статья 9. Статус члена органа территориального общественного самоуправления
1. Члену органа территориального общественного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий члена органа территориального общественного самоуправления соответствует сроку полномочий органа территориального общественного самоуправления.
3. Полномочия члена органа территориального общественного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы вновь избранного органа территориального общественного самоуправления.
4. Член органа территориального общественного самоуправления осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
5. Член органа территориального общественного самоуправления может принимать участие в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы граждан соответствующей территории, с правом совещательного голоса.
Статья 10. Орган территориального общественного самоуправления
1. Основной формой работы органа территориального общественного самоуправления является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его ведению.
2. Заседание органа территориального общественного самоуправления проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины от установленного числа членов органа территориального общественного самоуправления.
2.1. Орган территориального общественного самоуправления:
1) представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органом территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления и с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
3. Избрание председателя органа территориального общественного самоуправления, его заместителя и секретаря органа территориального общественного самоуправления осуществляется на первом заседании органа территориального общественного самоуправления из числа его членов путем открытого голосования.
4. Председатель органа территориального общественного самоуправления организует его работу по представлению интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и обеспечению исполнения решений, принятых на собраниях, конференциях граждан.
5. Первое заседание органа территориального общественного самоуправления проводится сразу после окончания работы собрания, конференции граждан. Открывает и ведет его председательствующий на собрании, конференции граждан.
6. Очередные заседания органа территориального общественного самоуправления созываются председателем органа территориального общественного самоуправления, а в его отсутствие - заместителем председателя органа территориального общественного самоуправления. Внеочередные заседания органа территориального общественного самоуправления созываются председателем органа территориального общественного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе не менее одной трети членов органа территориального общественного самоуправления.
7. О времени созыва и месте проведения заседания органа территориального общественного самоуправления, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение заседания, председатель органа территориального общественного самоуправления сообщает членам органа территориального общественного самоуправления и доводит до сведения населения не позднее, чем за три дня до дня заседания.
8. По вопросам, вносимым на заседание органа территориального общественного самоуправления, принимается решение. Решение органа территориального общественного самоуправления принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих членов органа территориального общественного самоуправления.
9. Во время заседания ведется протокол органа территориального общественного самоуправления. Протокол подписывается председателем органа территориального общественного самоуправления и секретарем органа территориального общественного самоуправления.
Статья 11. Председатель органа территориального общественного самоуправления
1. Председатель органа территориального общественного самоуправления организует его работу. Председатель органа территориального общественного самоуправления избирается на срок полномочий органа территориального общественного самоуправления и исполняет свои обязанности до избрания председателя органа территориального общественного самоуправления нового состава.
2. Председатель органа территориального общественного самоуправления подотчетен органу территориального общественного самоуправления и собранию, конференции граждан и может быть в любое время отозван путем открытого голосования на заседании органа территориального общественного самоуправления, собрании, конференции граждан.
3. Добровольное сложение председателем органа территориального общественного самоуправления своих полномочий удовлетворяется большинством голосов от числа членов органа территориального общественного самоуправления, установленного для данного органа территориального общественного самоуправления, на основании его письменного заявления. В случае непринятия органом территориального общественного самоуправления отставки председатель органа территориального общественного самоуправления вправе сложить свои полномочия по истечении одного месяца после подачи заявления.
4. Председатель органа территориального общественного самоуправления:
1) представляет орган территориального общественного самоуправления в отношениях с населением, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на соответствующей территории или обслуживающими жителей данной территории, а также с органами местного самоуправления;
2) созывает заседания органа территориального общественного самоуправления, доводит до сведения членов органа территориального общественного самоуправления, населения время и место его проведения;
3) осуществляет руководство подготовкой заседания органа территориального общественного самоуправления и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
4) ведет заседания органа территориального общественного самоуправления, подписывает решения органа территориального общественного самоуправления, протоколы и другие документы;
5) дает поручения членам органа территориального общественного самоуправления;
6) обеспечивает в соответствии с решением органа территориального общественного самоуправления организацию опроса населения, обсуждение гражданами важнейших вопросов местного значения, организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
7) созывает собрания, конференции граждан, организует подготовку вопросов для рассмотрения;
8) может открывать и закрывать расчетные счета территориального общественного самоуправления в банках и является распорядителем по этим счетам;
9) от имени органа территориального общественного самоуправления подписывает исковые заявления, направляемые в судебные органы, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
10) обеспечивает организацию выборов членов органа территориального общественного самоуправления взамен выбывших;
11) решает иные вопросы, порученные ему органом территориального общественного самоуправления, собранием, конференцией граждан или переданные органами местного самоуправления муниципального образования.
5. Председатель органа территориального общественного самоуправления имеет удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим его полномочия. Удостоверение подписывается главой муниципального образования. Оформление удостоверений производится соответствующими структурными подразделениями органа местного самоуправления муниципального образования. Выдача удостоверения производится лично руководителю органа территориального общественного самоуправления под подпись в регистрационном журнале.
6. Заместитель председателя органа территориального общественного самоуправления в соответствии с определенными на первом заседании органа территориального общественного самоуправления обязанностями выполняет поручения председателя органа территориального общественного самоуправления, а в случаях отсутствия председателя или невозможности выполнения им обязанностей осуществляет его функции.
7. Полномочия председателя органа территориального общественного самоуправления и членов органа территориального общественного самоуправления досрочно прекращаются в случаях:
1) подачи личного заявления о прекращении полномочий;
2) выбытия на постоянное место жительства за пределы соответствующей территории;
3) смерти;
4) решения собрания, конференции граждан;
5) вступления в силу приговора суда;
6) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде (если полномочия осуществляются на постоянной основе).
8. Выборы новых членов органа территориального общественного самоуправления и его председателя производятся не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий прежних.
9. В случае досрочного прекращения полномочий председателя органа территориального общественного самоуправления заместитель председателя органа территориального общественного самоуправления или один из членов органа территориального общественного самоуправления исполняет полномочия председателя до избрания нового председателя органа территориального общественного самоуправления. Во время исполнения заместителем председателя органа территориального общественного самоуправления или членом органа территориального общественного самоуправления обязанностей председателя органа территориального общественного самоуправления на него распространяются права, обязанности и ответственность председателя органа территориального общественного самоуправления.
Статья 11.1. Контрольно-ревизионный орган территориального общественного самоуправления
1. Комиссия (ревизор) как контрольно-ревизионный орган территориального общественного самоуправления создается для контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности органа территориального общественного самоуправления. Комиссия (ревизор) подотчетна только собранию, конференции граждан.
Комиссия (ревизор) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности органа территориального общественного самоуправления по собственной инициативе и по поручению собрания и конференции граждан.
На комиссию (ревизора) могут быть возложены функции контроля по исполнению устава территориального общественного самоуправления.
2. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности органа территориального общественного самоуправления комиссией (ревизором) могут привлекаться аудиторские организации.
3. Деятельность комиссии (ревизора), ее права и обязанности регламентируются уставом территориального общественного самоуправления.
4. Члены комиссии (ревизор) не могут являться членами органа территориального общественного самоуправления.
5. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности территориального общественного самоуправления проводится не реже одного раза в год, результаты проверок и отчетов комиссии (ревизора) доводятся до сведения населения, проживающего на данной территории, и утверждаются на собрании, конференции граждан.
Статья 12. Виды деятельности органов территориального общественного самоуправления
Органы территориального общественного самоуправления:
1) оказывают содействие органам местного самоуправления в проведении переписи населения, учета скота и птицы, других хозяйственных и общеполитических мероприятий;
2) организуют проведение смотров-конкурсов на лучшее содержание улиц, домов, придомовых территорий, приусадебных участков, детских игровых и спортивных площадок;
3) оказывают содействие органам местного самоуправления в организации контроля за соблюдением правил индивидуальной застройки, строительства объектов социально-культурного назначения, осуществляемых на соответствующей территории;
3.1) участвуют в проведении общественного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами;
4) поддерживают в надлежащем состоянии уличное адресное хозяйство (наименование улиц, наличие аншлагов, номерных знаков на домах и строениях);
5) участвуют в организации и проведении праздников улиц, населенных пунктов и другой культурно-массовой и спортивной работе;
6) привлекают население к работам по благоустройству, озеленению, улучшению санитарного состояния, строительству и ремонту дорог, улиц, тротуаров, переходных мостов, инженерных сетей, общественных колодцев, спортивных и детских игровых площадок и других объектов, охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
7) привлекают население на выполнение работ по ликвидации сорной растительности, самовольных свалок, вредителей сельскохозяйственных и декоративных культур;
7.1) осуществляют общественный земельный контроль в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
8) принимают участие в осуществлении мероприятий, направленных на бережное и экономное расходование населением топлива, тепловой и электрической энергии, газа и воды;
9) оказывают содействие населению в развитии народного творчества, художественной самодеятельности, физической культуры и спорта;
10) оказывают содействие образовательным организациям в проведении учета детей школьного и дошкольного возраста, организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, их досуга во внешкольное время;
11) содействуют учреждениям здравоохранения в медицинском обслуживании населения, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий, санитарно-просветительской работы;
12) оказывают содействие органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов и других объектов, расположенных на территории их деятельности;
12.1) принимают участие в мероприятиях по поддержанию правопорядка и общественной безопасности на соответствующей территории;
13) оказывают содействие органам социальной защиты населения в социальной поддержке и социальном обслуживании инвалидов, одиноких, престарелых и малоимущих граждан, семей военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанности военной службы, при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, многодетных, неполных, приемных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
14) оказывают содействие депутатам представительных органов муниципальных образований, депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в организации их встреч с избирателями, приема граждан и другой работы в избирательных округах;
15) рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан, ведут прием населения;
16) по запросу органов местного самоуправления, правоохранительных органов выдают характеристики граждан, проживающих на их территории;
17) выполняют иные виды деятельности в рамках действующего законодательства.
Статья 13. Права и обязанности органов территориального общественного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления имеют право:
1) созывать по согласованию с органами местного самоуправления собрания, конференции граждан по рассмотрению вопросов, относящихся к их ведению;
2) обращаться по вопросам, относящимся к их ведению, в органы местного самоуправления, их отделы и управления, предприятия, учреждения, организации;
3) осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;
4) вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов;
5) участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы;
6) объединяться в ассоциации;
7) содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения.
2. Органы территориального общественного самоуправления обязаны:
1) организовывать территориальное общественное самоуправление на соответствующей территории;
2) обеспечивать виды своей деятельности;
3) не реже одного раза в год отчитываться о своей работе на собрании, конференции граждан, их избравших;
4) предоставлять информацию о своей деятельности по запросам органов местного самоуправления;
5) давать консультации гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию;
6) вести прием граждан, рассматривать их предложения, заявления, жалобы и давать на них ответы о результатах рассмотрения в сроки, установленные действующим законодательством.
Статья 14. Полномочия органов территориального общественного самоуправления в сфере экономической и хозяйственной деятельности
1. Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, для осуществления своих задач и обязательств обладают полномочиями:
1) создавать за счет взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового назначения и обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
2) учреждать в установленном законодательством порядке предприятия для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) заключать договоры с юридическими лицами, участвующими в решении социально-экономических задач на соответствующей территории;
4) выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного территориального общественного самоуправления;
5) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения или переданное органами местного самоуправления;
6) содействовать в привлечении средств юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
7) определять штатную численность и порядок оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления;
8) разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории;
9) организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную действующим законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
10) осуществлять иные полномочия, не противоречащие действующему законодательству.
2. Органы территориального общественного самоуправления, не являющиеся юридическими лицами, обладают теми же полномочиями, что и органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, за исключением подпунктов 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи.
Статья 15. Финансовые средства и имущество территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности финансовые средства и имущество.
2. Финансовые средства территориального общественного самоуправления формируются за счет:
1) предпринимательской деятельности территориального общественного самоуправления, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами;
2) средств местных бюджетов, выделяемых органами местного самоуправления в установленном порядке на определенные цели;
2.1) заемных средств;
3) добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;
4) иных не запрещенных законодательством источников.
3. Источниками формирования имущества могут быть:
1) имущество, передаваемое органами местного самоуправления;
2) имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств;
3) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
4) иные не запрещенные законом источники.
4. Территориальное общественное самоуправление, созданное в форме юридического лица, может иметь имущество на праве оперативного управления.
Статья 16. Условия и порядок выделения из местного бюджета средств, необходимых для организации и осуществления территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год может обращаться в местную администрацию с предложениями о выделении средств из бюджета муниципального образования для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления, зарегистрированным в установленном порядке.
2. Обращения могут содержать предложения по осуществлению хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, с указанием конкретного перечня работ, предполагаемого объема финансирования, видов расходов и сроков исполнения, финансированию оплаты труда руководителей органов территориального общественного самоуправления. К обращению в обязательном порядке прилагаются обоснование необходимости выделения средств из местного бюджета и смета доходов и расходов территориального общественного самоуправления, утвержденная собранием, конференцией граждан.
3. В течение 15 дней со дня поступления предложений уполномоченный орган местной администрации муниципального образования готовит заключение о целесообразности выделения средств из местного бюджета на цели, указанные в обращении.
4. При составлении проекта местного бюджета на очередной финансовый год учитываются предложения территориальных общественных самоуправлений и заключения уполномоченного органа.
5. Расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления учитываются в местном бюджете в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках соответствующих муниципальных программ. В указанных расходах могут учитываться компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления на частичное возмещение своих затрат по содержанию помещений, оплате коммунальных услуг, услуг связи, канцелярских товаров, приобретению топлива. Условия и порядок выделения из местного бюджета средств, необходимых для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
6. Органы территориального общественного самоуправления по итогам полугодия представляют в уполномоченный орган и финансовый орган местной администрации отчет об использовании выделенных им из местного бюджета средств, за исключением компенсационных выплат, с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.
7. Контроль за расходованием средств местного бюджета, выделенных для финансирования деятельности территориального общественного самоуправления, осуществляется уполномоченным органом, финансовым органом местной администрации и контрольным органом муниципального образования.
Статья 17. Гарантии деятельности территориального общественного самоуправления
1. Органы местного самоуправления муниципального образования предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую для развития территории информацию.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования содействуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Статья 18. Подотчетность, ответственность органов территориального общественного самоуправления и контроль за их деятельностью
1. Органы территориального общественного самоуправления подконтрольны и подотчетны населению, о своей деятельности отчитываются не реже одного раза в год на собраниях, конференциях граждан.
2. Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед гражданами наступает в случае нарушения этими органами действующего законодательства, устава территориального общественного самоуправления либо утраты этим органом доверия населения в результате его действий или бездействия. Доверие или недоверие органам территориального общественного самоуправления выражается населением на собраниях, конференциях граждан. Решения и действия или бездействие органов территориального общественного самоуправления могут быть обжалованы в судебные органы в установленном законом порядке. Основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления и выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются действующим законодательством, уставом территориального общественного самоуправления.
3. По требованию населения может быть проведен внеочередной отчет органа территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления обязан созвать собрание (конференцию) граждан не позднее двух месяцев со дня получения письменного требования о предоставлении внеочередного отчета.
4. Органы территориального общественного самоуправления отвечают по своим обязательствам всем имуществом и денежными средствами, находящимися в их собственности.
5. Органы местного самоуправления, а также граждане и их объединения не отвечают по обязательствам органа территориального общественного самоуправления. В свою очередь, органы территориального общественного самоуправления не отвечают по обязательствам органов местного самоуправления, граждан и их объединений.
6. Контроль за хозяйственной деятельностью органов территориального общественного самоуправления осуществляет население с использованием различных форм непосредственной демократии. Специальный контроль за хозяйственной деятельностью органов территориального общественного самоуправления осуществляет контрольно-ревизионный орган, избираемый на собрании, конференции граждан.
Статья 19. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления, депутатами, избранными на соответствующей территории, и должностными лицами местной администрации в рамках их полномочий в целях решения вопросов местного значения.
2. Отношения органа территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в части осуществления хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. В договорах должны быть указаны объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.
3. Условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, предусмотренных договорами, определяются уставом поселения и (или) нормативными правовыми актами представительного органа поселения.
4. В целях налаживания взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления органы местного самоуправления:
1) устанавливают порядок организации деятельности территориального общественного самоуправления;
2) содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий, при наличии возможностей решают вопросы о предоставлении помещений для организации их работы;
3) координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, знакомят их с законодательными актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
4) оказывают органам территориального общественного самоуправления организационную и методическую помощь;
5) устанавливают сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;
6) в своей работе с населением опираются на помощь органов территориального общественного самоуправления, изучают их мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;
7) обобщают и распространяют опыт работы органов территориального общественного самоуправления, проводят совещания, семинары с руководителями и членами органов территориального общественного самоуправления, организуют их учебу;
8) освещают деятельность органов территориального общественного самоуправления в средствах массовой информации и путем размещения информации на официальном сайте местной администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
5. В целях налаживания взаимодействия с органами местного самоуправления органы территориального общественного самоуправления:
1) участвуют в заседаниях органов местного самоуправления, проводимых ими мероприятиях при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих на соответствующей территории;
2) информируют население об изменениях в законодательстве и муниципальных правовых актах по реализации вопросов местного значения;
3) участвуют в совместных отчетах перед населением депутатов представительного органа муниципального образования и местной администрации;
4) направляют в органы местного самоуправления предложения по решению наиболее проблемных для населения вопросов;
5) участвуют в публичных слушаниях, проводимых по инициативе органов местного самоуправления;
6) участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках муниципального и общественного контроля;
7) направляют информацию о своей деятельности по запросам органов местного самоуправления;
8) осуществляют иные инициативы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Статья 20. Прекращение деятельности органов территориального общественного самоуправления
1. Орган территориального общественного самоуправления прекращает свою деятельность по решению собрания, конференции граждан.
2. Если новый орган территориального общественного самоуправления не сформирован, для разрешения всех финансовых, имущественных и организационных вопросов по решению собрания, конференции граждан создается ликвидационная комиссия.
3. Остающееся после удовлетворения всех претензий имущество и финансовые ресурсы распределяются на нужды развития территории либо жителей территории по решению собрания, конференции граждан.
СОВЕТ НОВОВЕЛИЧКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ДИНСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 29.06.2016 № 133-28/3
станица Нововеличковская
Об установлении границ территорий органов
территориального общественного самоуправления по
Нововеличковскому сельскому поселению Динского района
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», Уставом Нововеличковского сельского поселения Динского района, Совет Нововеличковского сельского поселения Динского района р е ш и л:
1. Утвердить границы территорий органов территориального общественного самоуправления по Нововеличковскому сельскому поселению Динского района (прилагается).
2. Администрации Нововеличковского сельского поселения Динского района обнародовать настоящее решение в установленном порядке и разместить на официальном сайте Нововеличковского сельского поселения Динского района в сети «Интернет».
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на администрацию Нововеличковского сельского поселения Динского района (Кова) и комиссию Совета Нововеличковского сельского поселения Динского района по правовым и социальным вопросам (Авишов).
4. Настоящее решение вступает со дня его обнародования.
Председатель Совета Нововеличковского
сельского поселения В.А. Габлая
Глава Нововеличковского
сельского поселения С.М.Кова
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО
решением Совета Нововеличковского
сельского поселения Динского района
от 29.06.2016№ 133-28/3
Границы территорий органов территориального общественного самоуправления
по Нововеличковскому сельскому поселению Динского района
Территориальное общественное самоуправление № 1
В границах: ст.Нововеличковская улица Южная с №16 по №26, ул.Городская (от ул.Южной до ул.Красноармейской), ул.Красноармейская с №7 по №53 (нечетная сторона), ул.Пролетарская от №1 до №33 (нечетная сторона), ул.Курганная (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Широкая (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Ровная (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Пушкина (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Нижняя (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Садовая (от ул.Южной до ул.Красноармейской), центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 2
В границах: ст.Нововеличковской ул. Пролетарская (от ул.Южной до ул.Луначарского) с №2 по №54 (четная сторона), ул.Луначарского (от ул.Пролетарской до ул. Советской) обе стороны, берег р.Понура, ул.Советская, ул.Красная (от моста до №1), ул.Нижняя (от Пролетарской до берега р.Понура), ул.Пушкина (от Пролетарской до берега р.Понура), пер.Комсомольский (от ул.Красной до берега р.Понура), ул.Ровная (от Пролетарской до берега р.Понура), ул.Перовской (от Пролетарской до берега р.Понура), ул.Пионерская (от ул.Пролетарской до ул.Ленина), ул.Д.Бедного (от ул.Пролетарской до ул.Советской), ул.Братская (от ул.Красной до ул.Советской), ул.Плеханова Братская (от ул.Красной до ул.Советской), ул.Бежко (от ул.Пролетарской до ул.Советской), ул. Ленина (от ул.Луначарского до ул.Советской), ул. Красная (от ул. Луначарского до ул. Южной), ул.Октябрьская (от ул.Луначарского до ул.Красной), центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 3
В границах: ст.Нововеличковская улиц Красноармейская с №10-52 (четная сторона), Городская (от ул.Пролетарской до ул.Шаумяна), Шаумяна с №59-29 , Пролетарская №64-36, ул.Колхозная (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Краснодарская (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Луначарского (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Бежко (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Плеханова (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Братская(от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Д.Бедого (от ул.Пролетарской до ул.Городской), ул.Пионерская (от ул.Пролетарской до территории кладбища по ул.Садовой), ул.Перовской (от ул.Пролетарской до территории кладбища по ул.Садовой), ул.Садовая №24а-36, центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 4
В границах: ст.Нововеличковская ул.Пролетарская (от ул.Луначарского до ул.Д.Победы), ул.Шаумяна (от ул.Советской до ул.Городской), ул.Городская (от ул.Шаумяна до ул.Д.Победы), ул.Д.Победы (от ул.Городской до ул.Советской), ул.Советская (от ул.Д.Победы до ул.Луначарского), ул.Краснодарская (от ул.Советской до ул.Пролетарской), ул.Колхозная (от ул.Советской до ул.Пролетарской), ул.Толстого (от ул.Советской до ул.Городской), ул.Ленина (от ул.Луначарского до ул.Д.Победы), ул.Красная (от ул.Луначарского до ул.Д.Победы ), ул.Октябрьская (от ул.Луначарского до ул.Толстого), ул.Садовая (от ул.Д.Победы до ул.Шаумяна), центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 5
В границах: ст.Нововеличковская ул.Городская (от ул.Д.Победы до ул.Короткая), ул.Короткая (от ул.Городской до ул.Красной), ул.Красная (от ул.Д.Победы до №186), берег р.Понуры, ул.Энгельса (от ул.Городской до берега р.Понуры), ул.Казачья (от ул.Городской до берега р.Понуры), ул.Шевченко (от ул.Городской до берега р.Понуры), ул.Веселая (от ул.Городской до берега р.Понуры), ул.Северная (от ул.Городской до берега р.Понуры), ул.Седина (от ул.Красной до берега р.Понуры), ул.Заречная (от ул.Красной до берега р.Понуры), ул.Вольная (от ул.Красной до берега р.Понуры), ул.Чапаева (от ул.Красной до берега р.Понуры), ул.Садовая (от Д.Победы до ул.Короткой), ул.Пролетарская (от ул.Д.Победы до ул.Короткой), ул.Ленина (от ул.Д.Победы до ул.Веселая), ул.Советская (от ул.Д.Победы до ул.Шевченко), ул.Виноградная (от ул.Д.Победы до ул. Шевченко), центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 6
В границах: ст.Нововеличковская ул.Выгонная (от ул.Тургенева до ул.Степной), пер.Выгонный, ул.Степная (от ул.Выгонной до ул.Набережной), ул.Набережная (от пер.Вольный до №46), берег р.Понуры, пер.Вольный (от ул.Набережная до берега р.Понуры), пер.Речной (от ул.Набережная до берега р.Понуры), пер.Черкасский (от ул.Почтовой до берега р.Понуры), пер.Первомайский (от ул.Почтовой до берега р.Понуры), пер.Вишневый (от ул.Почтовой до берега р.Понуры), пер.Тихий (от ул.Почтовой до берега р.Понуры), ул.Почтовая (от моста до ул.Набережной), ул.Петровского (от берега р.Понуры до ул.Гоголя), ул.Тургенева (от берега р.Понуры до ул.Невского), ул.Невского (от ул.Степной до ул.Почтовой), ул.Гоголя (от ул.Степной до ул.Почтовой), ул.Короткий тупик, ул.Лермонтова, центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 7
В границах: ст.Нововеличковская ул.Степная (от ул.Выгонной до ул.Виноградная), ул.Виноградная (от берега р.Понуры), ул.Некрасова, ул.Лазо, ул.Свердлова, ул.Фрунзе, ул.Крупской, ул.Коммунаров, ул.Хмельницкого, ул.Леваневского, ул.Кавказская, ул.Медведовская, ул.Таманская, пер.Гагарина, ул.Прямая, ул.Мышастовская, центральный парк
Территориальное общественное самоуправление № 8
В границах: посёлка Найдорф
Территориальное общественное самоуправление № 9
В границах: станицы Воронцовской
Территориальное общественное самоуправление № 10
В границах: посёлка Дальний